Хлопок одной ладони

 

Настоятелем монастыря Кэннин был Мокурай — Безмолвный Гром. У него был любимец по имени Тое, которому было всего двенадцать лет. Тое видел, как другие ученики каждое утро и каждый вечер приходят к учителю за указаниями по сандзэн — индивидуальному наставлению, когда ученику задаётся коан, упражнение для остановки блужданий ума. Тое тоже захотел себе сандзэн.
— Подожди немного, — сказал Мокурай, — ты ещё слишком мал.
Но ребёнок так настаивал, что учитель, наконец, согласился.
Вечером в назначенный час маленький Тое пришёл к Мокураю за сандзэн. Он сообщил о своём приходе ударом в гонг, не переступая порога, трижды почтительно поклонился и сел перед учителем, сохраняя вежливое молчание.
— Ты можешь слышать звук двух хлопающих ладоней, — сказал Мокурай. — Покажи мне, как звучит одна.
Тое поклонился и ушёл в свою комнату размышлять над задачей.
Из окна слышалась музыка гейш.
— Ага, нашёл! — воскликнул он.
На следующий вечер, когда учитель попросил его показать хлопок одной ладони, Тое стал играть музыку гейш.
— Нет, нет, — сказал Мокурай, — не годится. Это вовсе не хлопок одной ладони. Ты ничего не понял.
Решив, что музыка может ему мешать, Тое перебрался жить в тихое место. Он медитировал снова. Что же может быть хлопком одной ладони? Вот он случайно обратил внимание на звук капающей воды. «Есть», — догадался Тое. Придя снова к учителю, он изобразил этот звук.
— Что? — спросил Мокурай. — Это же звук капающей воды, но не хлопок одной ладони. Попробуй ещё.
Напрасно Тое медитировал снова, стараясь расслышать звучанье одной ладони. Он слышал звук ветра, но и этот звук был отвергнут. Он слышал крик совы, но и это не подошло. И шелест саранчи также не был звучаньем одной ладони.
Больше десяти раз приходил Тое к Мокураю с разными звуками. Все они не годились. Почти целый год размышлял он о том, чем может быть звучанье одной ладони. Наконец Тое вошёл в настоящую медитацию и оказался за пределами всех звуков.
— Я больше уже не мог собирать звуки, — объяснял он потом, — и поэтому достиг беззвучного звука.
Тое постиг звучанье одной ладони.

 
Дзэнские притчи

Сzyan:
 
Перечитывая эту притчу, задумался: а откуда мне известен ответ?
Я пришел к нему путем размышлений или подглядел ответ в другой книге?
 
Казалось бы – какая разница?
А если поставить вопрос иначе: что и кто является источником мыслей и идей там, под черепной коробочкой?
Мы создаем свои мысли сами или служим вечным зеркалом, отражающим чужие идеи?
Кто мы – создатели или вечные потребители?
 
Странная ситуация…
Мы научились перемещаться со скоростью, многократно превышающей скорость звука,  создали мощные машины для перемещения по земле, в воздухе и под водой… но разучились ходить пешком…
 
При помощи калькулятора и компьютера мы умножаем и делим многозначные цифры… но необходимость сложить двузначные цифры становится для нас проблемой…
 
Мы научились искать и обрабатывать терабайты информации, но разучились думать.
 
Недостаток является стимулом к совершенствованию.
Отсутствие  — вот стимул творить.
В древние времена смятенные люди в поисках себя размышляли над скупыми словами Учителей.
Теперь мы не думаем, а сразу заглядываем в раздел «Ответы».
Лучшими учениками становятся наиболее искушенные в поиске по интернет-библиотекам.
 
Теперь нам мало получить направление поиска – мы требуем готовое «руководство пользователя» с ответами и решениями на все вопросы.
Нам мало получить поддержку – нам хочется, чтобы все было разложено по полочкам, пища была приготовлена и пережевана – чтобы мы только открыли рот и проглотили приготовленный концентрат знаний. 
 
Реклама пропагандирует курсы ускоренного чтения – нам предлагается возможность научиться читать в десятки раз быстрее «среднестатистического читателя».
Только… зачем это?..
Люди эти прочтут много, но что они поймут, что вынесут для себя?
 
Человек, читающий книги по методе «быстрочтения» похож на туриста, облетевшего весь мир и осмотревшего планету из окна самолета.
Он был везде, но что он видел?..
Он знаком с классификацией цветов всех мыслимых видов, но не чувствовал аромат ни одного цветка.
Он пролетал над всеми горными вершинами, но сам не покорил ни одной.
Он изучил все религии, но не нашел Бога в самом себе.
 
Почему никто не учит вдумчивому чтению?
Может… читай мало, но пойми прочитанное?
Фактически достаточно десятка книг, чтобы читать и перечитывать… и научиться находить ответы на вопросы.
Десяток книг, которые учат думать, ценней всего того целлюлозно-бумажного мусора, в избытке производимого полиграфической промышленностью.
 
Думаю я над всем этим и понимаю:
Бесполезно удаляться в горы и думать о значении хлопка одной ладонью, если ты уже знаешь ответ!
 
И единственный зримый выход – меньше читать и больше думать о прочитанном…

Быть может, также Вам будет интересно...

В теме Один комментарий Хлопок одной ладони

Leave a Reply